Ангелы поют
Иконы и фрески

Уверение Фомы
Афины. Греция. Начало XI в.

А две из десяти — девушки, того самого возраста девушки, что столпились вокруг с парнями, однолетки — но как очищены их лица, сколько светлости в них.

А. Солженицын
Медиа
Поделиться:

Люди приходят к Богу по-разному. Кто-то – через сильный душевный порыв, кто-то – путем долгих размышлений или после мучительного выбора. А некоторых, кажется, Сам Господь с детства направляет по той дороге, которая в итоге приводит к святости. Именно из таких людей был преподобный Димитрий Прилуцкий.

Именины Дмитрия

Он родился в начале XIV века в богатой семье купцов Покропаевых либо в городе Переславле-Залесском, либо в деревне Веслево, неподалеку от него. Родители воспитывали его в христианской традиции и с раннего детства обучали грамоте. Мальчик отличался от сверстников тем, что его волновали вопросы, на которые знает ответ не каждый взрослый. Ответы на многие из них он находил в Священном Писании.

Став юношей, Димитрий, как ни пытался отец привлечь его к своему делу, не проявил к торговле никакого интереса. Однажды он объявил родителям о своем решении стать иноком, монахом и посвятить свою жизнь Богу.

Он принял постриг в Переславль-Залесском Горицком монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы. Редкий случай, но молодой инок принял то же монашеское имя, что носил и в миру – Димитрий. «Принял постриг…» – читаем мы в житии святого и дальше скользим глазами по строчкам. Но за этим словосочетанием – невероятное, непредставимое для обычных людей отречение от всего земного, от всех своих амбиций и желаний, «смерть для мира» во имя обретения жизни вечной. Человек, избирающий этот путь, понимает, что он никогда не познает женской любви, никогда не будет иметь деньги и собственность, никогда не позволит себе расслабиться, съесть что-то «вкусненькое», выпить что-то «веселящее». А главное – устремляя всего себя Богу, он добровольно отказывается от собственного «я» – в мирском понимании этого слова. Вот почему настоящее монашество – это, без всяких преувеличений, подвиг.

Именно как к подвигу относился к своему монашеству и святой Димитрий. День и ночь он проводил в молитве, смиренно нес монастырские послушания, относился к людям с гораздо большей любовью и состраданием, чем к себе. Он вел себя так, что вызывал удивление даже у монахов – неужели человек может так жить на этом свете?

Когда игумен предложил Димитрию принять сан священника, тот долго размышлял, достоин ли он этого. Но игумен и монастырская братия, любившая и уважавшая его, убедили – достоин. И Димитрий стал священником. Однако ему хотелось чего-то другого, большего. Он считал, что спокойная и размеренная жизнь в монастыре – недостаточное испытание для инока.

И Димитрий с благословения игумена переселился из Горицкой обители «на болото» – так жители Переславля-Залесского называли сырую низменность на окраине города недалеко от Плещеева озера. Там Димитрий при помощи нескольких монахов поставил небольшой деревянный храм во имя святителя Николая и устроил при нем маленький общежительный монастырь – Никольскую обитель. У монастыря не было ни больших угодий, ни богатых жертвователей, поэтому он едва сводил концы с концами. Несмотря на это, туда шли и шли люди – миряне, принявшие решение постричься в монахи, и монахи из других монастырей, прослышавшие о необыкновенном игумене. Все отмечали, что в Никольском монастыре всегда царила атмосфера братской любви, понимания и взаимопомощи. Иноки относились к своему игумену как к отцу.

Известно, что преподобный Димитрий был очень красив. А его образ жизни, постоянная молитва и любовь к людям дополнили эту внешнюю красоту еще и красотой внутренней. Ведь все наши мысли и чувства отражаются на лице – не случайно глаза называют зеркалом души. Зная об этом, святой Димитрий старался не общаться с женщинами – чтобы не подвергать искушению ни их, ни себя. И даже разговаривая с мужчинами, он всегда был в монашеском капюшоне.

Среди прихожанок монастырского храма была одна знатная горожанка. Будучи наслышана о красоте игумена, она из любопытства захотела увидеть его лицо. Как-то после службы она пробралась к келье Димитрия и заглянула в окно. Игумен заметил это и бросил на женщину укоризненный взгляд. От одного этого взгляда она как будто окаменела.

– Для чего ты, неразумная, захотела видеть грешника, уже умершего для мира? – сказал, выйдя к ней, Димитрий. Простив непрошеную гостью, он перекрестил ее, благословил, и женщина смогла сдвинуться с места. Этот и другие многочисленные случаи чудес убедили монахов в том, что Господь дал игумену особые дары, недоступные для обычных людей.

Неподалеку от Никольской обители, в глухом бору, в пустыне, жил преподобный Сергий Радонежский. Игумены дружили и иногда ходили друг к другу в гости. Это было во времена, когда Московским княжеством правил благоверный князь Дмитрий Донской. По воле князя Сергий Радонежский и преподобный Димитрий стали крестными его детей. С этого времени князь Дмитрий взял Никольский монастырь на свое попечение.

Однако вовсе не к мирской славе стремился игумен и не к расцвету своего монастыря. Он знал, что самое важное для монаха – это уединенный, сокровенный разговор с Богом. Оставив свою обитель, взяв только любимого ученика Пахомия, преподобный Димитрий отправился на север. Немного не дойдя до Вологды и остановившись на берегу реки Лежи в непроходимом лесу, монахи обустроили здесь скит и возвели маленькую деревянную церковь Воскресения Христова.

Однако случилось непредвиденное. Крестьяне из соседнего села Авнеги, узнав, что великий старец намерен создать здесь монастырь, испугались, что со временем обитель разрастется и станет претендовать на их угодья и пашни. Они пришли к преподобному и попросили его переселиться в другое место. Димитрий спорить не стал и пошел вместе с учеником искать другое место для обители.

Такое место они нашли на повороте (то есть излучине, луке) реки Вологда. Рядом было село Прилуцкое, жители которого приняли старца по-другому. Местные жители Илия Раков и его друг Исидор (история даже сохранила прозвище последнего – Выпряг), по преданию, пожертвовали «поле со взошедшими озимыми». Более того, они, как и все жители деревни, помогали святителю в строительстве. Храм был освящен в честь Спаса Иисуса Христа 1 августа 1371 года. Позже были построены хозяйственные помещения, келии для монахов – так возникла Спасо-Прилуцкая обитель.

Практически сразу к преподобному Димитрию стали стекаться иноки. Когда о монастыре узнал князь Дмитрий Донской, он тут же прислал денежное пожертвование на его содержание. Постепенно монастырь вырос и стал одним из самых известных на Русском Севере.

А игумен Димитрий делал то же, что и всегда – не столько словами, сколько своим личным примером воспитывал монахов, показывая им путь к спасению. Он держал суровые посты, часто неделями вообще не принимая пищи, работал наравне со всеми на монастырской пашне, утешал людей. Но чтобы еще больше укротить свою плоть, он постоянно носил на теле тяжелые железные вериги.

Мимо монастыря проходила большая дорога в Устюг и к Белому морю, город был совсем недалеко, поэтому к преподобному постоянно приходили люди. Для каждого в монастыре находились ночлег, миска похлебки, милостыня и доброе слово. Как говорится в житии Димитрия Прилуцкого, он был «нагим одежда, печальным утешение, бедным помогая и от напастей изымая, больных молитвою исцеляя, должников выкупая и сам долги отпуская».

Димитрий Прилуцкий заступался перед властями за несправедливо обиженных (как тогда говорили – печаловался), защищал крестьян от хозяев, не только увещевая, но, если было необходимо, и обличая. Известен такой случай. Один из благотворителей монастыря привез как-то еду для братии. Однако преподобный Димитрий, зная, что этот человек сурово относится к своим крестьянам, не принял пожертвование, сказав: «Отнеси это в дом свой и напитай прежде домочадцев твоих, да не томятся они голодом и жаждою, остатки же, если будут, принеси нашей нищете, и тогда милостыня твоя угодна будет Богу». Человек осознал ошибку и с тех пор, по завету Христа, относился к людям так же, как хотел бы, чтобы они относились к нему.

Предчувствуя грядущую кончину, преподобный собрал братию и назначил себе преемника – Пахомия, с которым вместе основал Прилуцкий монастырь. Монахи спросили игумена, где и как его лучше похоронить. Он ответил: «Грешное тело мое бросьте в болото и затопчите там ногами». По-видимому, это были последние слова великого подвижника.

Он умер 11 февраля 1392 года. В том же, 1392 году, скончался и духовный друг святителя Димитрия Прилуцкого – преподобный Сергий Радонежский.

СПАСО-ПРИЛУЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Спасо-Прилуцкий монастырь

Монастырь, основанный в 1371 году преподобным Димитрием Прилуцким, неоднократно разорялся врагами, горел, но всегда восстанавливался. В августе 1924 года он был закрыт и разграблен большевиками. В день памяти преподобного Димитрия, 24 февраля 1992 года, возвращен Русской Православной Церкви. Можно считать чудом, что за 70 лет запустения весь комплекс монастыря полностью сохранился.

Спасо-Прилуцкий монастырь впечатляет своими масштабами: мощные стены длиной около 950 метров с пятью башнями огромных размеров окружают территорию площадью около 3-х гектаров. Это один из самых древних и самых красивых русских монастырей. Деревянные постройки времен преподобного Димитрия до нашего времени, конечно, не дошли. Сейчас на месте той самой, первой, деревянной церкви стоит собор Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, построенный в 1537–1542 годах по благословению митрополита Даниила Московского.

Молитва Дмитрию

Тропарь, глас 1-й

Свыше от Бога, преподобне, благодать приял еси духовную, и от Него убо познался еси, блаженне, того ради и ты духом познал еси лучшая Его, будущаго века пребывание, и постнически испытався во своих обителех. И ныне со ангели ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: Слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика