Ангелы поют
Иконы и фрески

Воскресение Христово и Двунадесятые праздники
Россия. Ростов. Первая треть XIX в.

Так безконечно хорошо, когда запели 9-ю последнюю песнь. Дальше, я знаю, будет тоже хорошо, но затем все-таки опять пойдут, громыхая, трамваи, будут приезжать визитеры в мундирах и с орденами, — все уже будет не то.

С.И. Фудель
Медиа
Поделиться:
Главная
О Пасхе Христовой
Кондак на Воскресение

КОНДАК

на тридневное, и живоносное, и пресветлое

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА и БОГА и СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА,

имеющий следующий акростих: «смиренного Романа песнь», глас 8-й

Проимий I

Хотя Ты и во гроб снизошел, Бессмертный,
но адову разрушил силу
и воскрес как Победитель, Христе Боже,
женам-мироносицам Вещающий: «Радуйтесь»
и Твоим апостолом мир1 давая,
падшим Подающий воскресение2.

Проимий II

Жены, достигшие Твоего гроба,
и, не найдя пречистого тела Твоего,
в слезах произносили полные жалости [слова]3:
«Неужели был украден Тот, Кто позволил кровоточивой [женщине] украсть
[у Себя] исцеление4?
Неужели восстал Тот, Кто еще до страдания предсказал [Свое] восстание5?
Воистину воскрес Христос, падшим Подающий воскресение».

Икос 1

Достигли [около рассвета], прежде солнца6, Солнце,
зашедшее некогда во гроб7, ища как дня8,
мироносицы девы и друг другу взывали:
«О подруги, приидите, ароматами помажем
тело живоносное и погребенное,
плоть, воскресившую падшего Адама,
лежащую во гробе9.
Пойдем, поспешим как волхвы,
и поклонимся, и принесем
миро, как дары, не в пеленах,
но в плащаницу Завернутому
И восплачем и воскликнем: «О Владыко, восстань,
падшим Подающий воскресение».

Икос 2

Когда это друг другу сказали богоносицы,
обдумывали они и другое, которое полно премудрости
и говорят друг другу: «Жены, что обманываетесь?
Ведь совершенно верно10, что во гробе лежит Господь.
Неужели до сих пор был удерживаем
Управляющий дыханием движущихся (существ)?
До сих пор лежит мертвый?
Невероятная, нелепая эта речь;
поэтому давайте подождем11 и так сделаем:
пусть идет Мария и осмотрит гроб,
А мы да последуем тому, что она скажет.
Ведь, скорее всего, как Он [и] предсказал, воскрес Бессмертный,
падшим Подающий воскресение».

Икос 3

Единодушные в этом [намерении], рассудительные
послали, как я думаю12, Марию Магдалину
ко гробу, как говорит Богослов13.
Был же мрак, но любовь ее освещала,
поэтому-то она и увидела огромный камень,
отваленный от входа во гроб14
и, вернувшись назад, сказала:
«Ученики, узнайте то, что я видела
и не скройте от меня, если поймете [что бы это значило]:
камень уже не закрывает гроб,
неужели взяли Господа моего?
Стражников ведь не видно, но они убежали. Неужели не воскрес
падшим Подающий воскресение

Икос 4

Когда это услышал Кифа и сын Зеведеев,
тотчас побежали они, как бы соревнуясь друг со другом,
и быстрее Петра прибыл Иоанн,
однако, и, придя раньше, он не вошел внутрь гроба,
но дожидается предводителя15,
чтобы как агнец он последовал бы за пастухом.
И именно так подобало быть.
Ведь Петру сказано: «Петр, любишь (ли) Меня?
И агнцев Моих, если хочешь, паси16»17.
Петру было сказано: «Блажен (ты), Симон,
ключи от царствия тебе дам18».
Петру подчинил волны, по которым прежде ходил19
падшим Подающий воскресение.

Икос 5

Но, как я прежде сказал, Петр и Иоанн
достигли гроба из-за того, что сказала Мария,
и вошли внутрь; Господа же не нашли20.
Из-за этого, испугавшись, сказали святые:
«Почему Он не явился нам?
Не посчитал ли Он нашу дерзость слишком большой?
На многое ведь мы дерзнули.
Ибо нам нужно было остаться снаружи
и [лишь] взглядом осмотреть внутренность гроба;
ведь этот гроб уже не гроб,
но воистину трон21 Божий22;
ведь в нем был и обитал, как благоволил,
падшим Подающий воскресение.

Икос 6

Наша смелость обернулась для нас в дерзость23
и, скорее всего, дерзновение было сочтено за неблагоговение,
поэтому сразу Он не показался нам, как недостойным».
Когда истинные друзья Создателя говорили это,
Мария, следовавшая (следом за ними), сказала:
«Тайновидцы Господни и истинные рачители24,
не думайте так,
но потерпите, не унывайте;
ибо случившееся было домостроительством,
чтобы женщины, которые пали первыми,
первыми [и] увидели Воскресшего.
Нас, плачущих, хочет поприветствовать [словами]: «радуйтесь»25
падшим Подающий воскресение».

Икос 7

В то время, когда Мария себя таким образом убеждала,
она оставалась у гроба, после того как ушли святые,
потому что ей все еще казалось, что тело было вынесено;
тогда она закричала не словами, но слезами:
«Увы, Иисусе мой, куда Тебя перенесли?
Как же Ты допустил, чтобы нечистые руки
прикоснулись (к Тебе), Пречистому?
«Свят, Свят, Свят», - восклицают
шестокрилатии и многоочитии26,
и плечи их едва могут Тебя нести27,
а руки обманщиков прикоснулись к Тебе;
Предтеча во время Твоего крещения воскликнул: «Ты меня крести28,
падшим Подающий воскресение»29.

Икос 8

Вот, Ты - тридневный мертвец, Обновляющий всяческая,
Пробудивший четверодневного Лазаря
и Явивший бежавшим обвитого пеленами30,
Ты лежишь во гробе и, о если бы я знала, где Ты погребен [сейчас],
Чтобы, как блудница31, я оросила бы слезами
не только ноги, но и, воистину, все32
тело и гроб Твой,
говоря: «Владыко, как вдовы
сына воскресивший33, Себя воскреси;
дочь Иаира ожививший34,
почто Ты еще остаешься во гробе?
Восстань, явись, предстань ищущим Тебя
падшим Подающий воскресение».

Икос 9

Всевидящий, увидев Марию Магдалину,
побежденную плачем и обессиленную от тоски,
сжалился тогда и явился, говоря деве:
«Жено, что плачеши? Кого ищеши во гробе?»
Тогда Мария, обернувшись, сказала:
«Я плачу, ибо взяли Господа моего из гроба
и не знаю, где положили.
Несомненно, это дело твоих рук35;
ведь, если я не заблуждаюсь, Ты - садовник.
Впрочем, если Ты взял тело, скажи мне
и я возьму Искупителя моего36,
Который мой Учитель и Господь мой,
падшим Подающий воскресение».

Икос 10

Исследующий сердца и Обитающий внутри (человека)37,
зная, что узнает голос Его Мария,
как пастыря знает блеющая овечка,
позвал: «Мария»; Она же тотчас сказала, узнав [Его]38:
«Это добрый мой пастырь зовет меня,
чтобы с девяноста девятью агнцами,
наконец, сопричислить меня39.
Ведь я вижу позади Того, Кто зовет меня,
легионы святых, ряды праведных40,
поэтому так и говорю: «Кто есть Зовущий меня?41»
Ведь я точно знаю, Кто? зовет меня.
Это Он Сам, как я уже говорила, Господь мой,
падшим Подающий воскресение».

Икос 11

Из-за горячего желания и пламенной любви
дева поспешила и дотронуться захотела
Того, Кто неописуемо все творение наполняет;
однако Творец не упрекнул ее за поспешность,
но возводит ее [горе?] к Божественному,
говоря: «Не прикасайся ко Мне. Считаешь Меня смертным человеком?
Я - Бог, не прикасайся ко Мне.
О почтенная, подними глаза твои
и посмотри на наднебесную42.
Там ты найдешь Меня, ибо Я взойду
ко Отцу, Которого Я [и] не оставлял43,
ибо Я с Ним совечен, и сопрестолен, и равночестен,
падшим Подающий воскресение.

Икос 12

Так пускай твой язык, о жена, провозглашает это
и разъясняет сынам царствия,
тем, которые ожидают воскресения Моего, Живущего.
Поспеши, Мария, и собери Моих учеников44,
Я пользуюсь тобою как громогласной трубой;
возвести мир в робкие уши
спрятавшихся друзей Моих,
пробуди всех до единого, как бы ото сна,
чтобы вышли навстречу и зажгли факелы45,
скажи: «Жених воскрес от гроба46
и ничего не оставил внутри гроба47.
Отвергните, апостолы, смертную печаль, ибо воскрес
падшим Подающий воскресение"».

Икос 13

И, вот, когда она услышала все (эти) слова от Слова,
вернулась дева и говорит подругам:
«Удивительно, о жены, то, что я видела и [сейчас] рассказываю.
Итак, да не думает кто-нибудь, что речи мои - пустая болтовня48,
ибо меня посетила не иллюзия, но [Божественное] вдохновение,
я исполнилась созерцания и разговора со Христом
и узнайте как и когда:
когда меня оставили Петр и тот, кто был с ним,
я стояла, плача, рядом с гробом,
ибо я думала, что было взято из гроба
божественное тело Бессмертного;
но тотчас, пожалев мои слезы, явился мне
падшим Подающий воскресение».

Икос 14

Сразу печаль была изменена в восторг
и сделалось все для меня весельем и радостью,
не поколеблюсь сказать: «Подобно Моисею49 была прославлена я,
ведь видела, видела не в горах, но во гробе50,
не под облаком, но в теле51
Владыку бесплотных и облаков,
Который и прежде, и ныне, и всегда,
Говорящего [мне]: «Мария, поспеши и возвести
возлюбленным Моим, что Я воскрес.
Как веточку маслины, взяв Меня в рот52,
благовествуй происшедшим от Ноя,
объявляя, как разрушил смерть и воскрес
падшим Подающий воскресение"53».

Икос 15

Слыша это, хор благочестивых дев
в один голос ответил Марии Магдалине:
«Ты сказала правду и мы все согласны с тобой,
не сомневаемся, но, наоборот, тому единственному удивляемся,
что до настоящего времени Он был во гробе,
и [Он, Сама] Жизнь позволил Себе быть сопричисляемым к мертвым
в течении трех дней.
Ведь то, что Он намеревался выйти из-под земных
было нашей надеждой, поэтому мы говорили:
«Некогда вывел Он из чрева кита обитателя,
Так как же Он побеждается смертью?
Если зверя вынес поспешно на сушу, то восстанет из гроба54
падшим Подающий воскресение».

Икос 16

Так вот, ныне не думай, честнaя, что то, о чем ты говоришь, неясно;
истинно ты нам изрекла и нет ничего неясного в тех речах,
истинно слово и приятна твоя манера изложения;
однако, Мария, мы решаем быть соучастницами вместе с тобой,
чтобы не [только] один от нашей группы пребывал бы в веселии
в то время, как остальные пребывали в мертвости,
не вкусившими той жизни, которой ты насладилась55.
Пусть многочисленнейшие уста станут вместе с тобой
подтверждающими свидетельство твое.
Давайте все вместе пойдем ко гробу
и подтвердим явление56.
О собеседница, пусть будет общей та слава, которую дал тебе
падшим Подающий воскресение».

Икос 17

Так говоря, собрание богоносных жен
вышло из города вместе с рассказчицей
и, увидев издалека гроб, воскликнуло:
«Вот место, вернее же - лоно чистое;
вот - носящее Царя;
вот - вмещающее в себя То, Что не вмещают небеса,
но вмещают святые.
Похвала тебе, песнь тебе, святый гробе,
Маленький и величайший, бедный и богатый,
сокровищница жизни57, вместилище мира,
знамение радости, гробе Христов!
Памятник Одному, слава вселенной, как благоволил
падшим Подающий воскресение»58.

Икос 18

Итак, воспев [в песнях] Жизнеподателя у гроба,
они обернулись и увидели сидящего на камне59
и от страха назад попятились60,
охваченные Божественным страхом, лица вниз наклонивши,
и с ужасом говоря таковое:
«Что это за вид или чей это образ?
Кто таков тот61, которого мы видим?
Ангел ли? Человек ли? Сошедший ли сверху
или, возможно, снизу к нам возшедший?
Он является огнем, светится, блистает62, сияет63.
Бежим же, о девы, чтобы не воспламениться.
Дождь божественный, (дождь) небесный пролей на жаждущих Тебя64
падшим Подающий воскресение.

Икос 19

Как капли благотворные да будут для нас слова
Уст Твоих, Слове, радость обижаемых,
Жизнь всех, да не умрем от страха».
Так, как я думаю, богодухновенные просили,
когда их успокоил сидящий на камне
и сказал женам: «Вы не бойтесь,
но эти [стражники] пусть боятся,
трепещут, испугаются и омертвеют
от страха передо мной, чтобы они узнали65,
что есть Начальник ангелов,
Которого теперь они стерегут, но не имеют возможности удержать,
ибо восстал Господь, а они не поняли, как воскрес
падшим Подающий воскресение66.

Икос 20

Отныне вы получаете бессмертие, а не смерть67.
Вы, хотевшие увидеть Создателя ангелов,
и что же вы боитесь видения одного ангела?
Я всего лишь раб Пожившего в этом гробе,
по природе и по положению я - служитель;
я появился, по назначению, чтобы возвестить вам:
«Воскрес Господь!
Он разрушил медные врата ада68,
и железные его запоры сокрушил,
и исполнил пророчества,
и возвысил рог святых69».
Идите сюда, девы, и посмотрите, где лежал Бессмертный70,
падшим Подающий воскресение».

Икос 21

Обретя безупречное мужество по гласу ангела,
жены благоразумно ответили ему:
«Воистину воскрес Господь, как ты сказал71;
ты нам доказал и речами и [своим] явлением,
что действительно восстал Милосердный.
Ибо, если бы [Он] не восстал и не вышел из гроба,
ты бы здесь не сидел.
Ибо, если полководец возле царя,
Может ли [полководец] сидеть и беседовать72.
[А] если на земле таковое и совершается,
то не может таковое быть в вышних,
где трон невидимый и непостижим Сидящий,
падшим Подающий воскресение».

Икос 22

Смешав радость со страхом и веселье с печалью,
они вернулись от гроба, как учит Библия,
к апостолам и сказали жены73:
«Что унываете? Что прячете лица?
Горe? сердца! Христос воскрес!
Станьте в хороводы и воскликните вместе с нами:
«Воскрес Господь»,
Рожденный прежде зари воссиял74;
поэтому не будьте печальны, но снова расцветите,
явилась весна, ветви, распуститесь,
принесите плоды, не страдайте.
Все восплещем руками и скажем: «Воскрес
падшим Подающий воскресение»».

Икос 23

Выслушав ясно и возрадовавшись этой вести,
они тотчас изумились и говорят женам75:
«Откуда, о жены, вы научились тому, что говорите?
Ангел сказал? - Да, - говорят они, - и сказал и явился,
и Бог, и Творец ангелов
явился Марии и сказал: «Скажи Моим [ученикам]:
Воскрес Господь76».
Итак, сюда, как барашки и как ягнята,
все будем прыгать, говоря77:
«Сюда, Пастырь наш, собери нас78,
рассеянных страхом79.
Поправший смерть, явись тоскующим по Тебе,
падшим Подающий воскресение»».

Икос 24

Совоскреси с Собою, Спаситель, умерщвленную душу мою,
да не погубит ее печаль, чтобы она не ушла к забвению
этих песен, освящающих ее.
Ей, Милостивый, умоляю, не пре?зри меня,
израненного грехами,
ибо в беззакониях и во грехах меня
родила мать моя80.
Отче мой святый и милосердный,
да святится вечно имя Твое81
в устах моих и в словах моих,
в моей речи и в моей песне.
Дай благодать мне, проповедующему гимны Твои, ибо [это] можешь (Ты),
падшим Подающий воскресение.

Перевод с древнегреческого иеродиакона Николая (Летуновского)

  1. Мф. 28:9.
  2. Ин. 20:19.
  3. Поэт приписывает слезы всей группе мироносиц, тогда как Иоанн Богослов приписал их только Марии Магдалине (Ин. 20:11). Евангелист Лука (24:4) просто говорит: «Когда же недоумевали они о сем», тогда как они не знали, что думать (им явились два ангела).
  4. Мф. 9:22; Мк. 5:25-34; Лк. 8:43-48.
  5. Предсказания Спасителя о Своем воскресении см. в Мф. 16:21, Мк. 8:31, Лк. 9:22; Мф. 17:22-23, Мк. 9:31; Мф. 20:17-19, Мк. 10:32-34, Лк. 18:31-33 и др.
  6. Пс. 71:17.
  7. Сравнение Христа во гробе с зашедшим солнцем часто встречается в службе Великой Субботы. Например, на хвалитех утрени, 1-я статия строфа 30: «Под землю скрылся еси, якоже солнце ныне, и нощию смерти покровен был еси: но возсияй светлейше, Спасе». Там же строфы 26 и 31: «Сотрясается страхом, Слове, вся земля, и носило света лучи скры, величайшему Твоему Свету сокровену бывшу в земли» и «Якоже солнечный круг луна сокрывает, и Тебе, Спасе, ныне гроб скры, скончавшагося смертию плотски»; 2-я статия строфы 78 и 96: «Раздирается церковная завеса Твоим распятием, Слове: сокрывают светила свет, Тебе, Солнцу, скрывшуся под землю» и «Заходиши под землю, Спасе, Солнце правды: темже Рождшая Тя луна от печалей затмевается, вида Твоего лишаема» и др.
  8. Пс. 118:148.
  9. Возможно также прочтение: «Падшего Адама, лежащего во гробе», если допустить разночтение «keimenon» [т. е. средний род - лежащего, а не женский - лежащую, как мы перевели], данное всеми свидетельствами, за исключением рукописей В и С (в рукописи V также «keimenon», возможно, по невнимательности переписчика). «keimenhn» в 7-м стихе [т. е. женский род] предпочтительнее исходя из размера и дает более интересный смысл, который, таким образом, противопоставляется «anistwsan» [«воскресившую»] (строка 6). Среднее в службе Великой Субботы, 3-я стихира на Хвалитех: «Приидите, видим Живот наш, во гробе лежащь, да во гробех лежащия оживит...»
  10. Выражение «PantwV gar oti» [«ведь совершенно верно»] смутило Питра, который исправил его на «pantwV ou'keti» [т. е. «ведь точно, что не лежит уже во гробе Господь»], и Мааса, который пометил его крестом. Нам кажется, что его можно понять, если подразумевать «обманываетесь» перед «что». Одна из мироносиц, внезапно охваченная божественным вдохновением, (на что указывает слово «qeojoroi» [«богоносицы»], обычно употребляемое по отношению к вдохновенным пророкам) говорит: «Конечно же, (вы обманываетесь, говоря,) что во гробе Господь»... Разночтение «PantwV gar, eti» [т.е. «ведь совершенно верно, что уже не во гробе...»] является, несомненно, исправлением, впрочем, искусным: оно предполагает, что мироносица свободно называет или обобщает высказанное в предыдущей строке.
  11. Другой возможный перевод этой фразы - «давайте будем осторожны», как и переведено на французский язык в критическом издании Гродидье (Авт.).
  12. Выражение «‘WV oi'mai» [«как я думаю»] часто служит у прп. Романа формулой извинения, когда он желает ввести в сюжет евангельского рассказа какой-либо эпизод или речь собственного изобретения, особенно когда это изобретение могло показаться слишком смелым слушателю (например, кондак на Благовещение, икос 12 или на Усекновение главы Иоанна Предтечи, икос 2).
  13. Здесь, безусловно, имеется в виду апостол Иоанн Богослов, а не святой Григорий Назианзин, как это утверждает Venetia Cottas (Le theatre a Byzance, Paris 1931. Р. 228-229).
  14. Ин. 20:1.
  15. Ин. 20:3-5.
  16. Ин. 21:15-17.
  17. В Оксфордском издании строфы 82 и 9 помещены двумя отдельными цитатами, объединенными «kai» [«и»] (т. е. «Петр, любишь (ли) Меня?» И «Агнцев Моих, если хочешь, паси»), что возможно, несмотря на то, что первая строфа, отделенная от второй, не представляет ничего, что могло бы по праву быть основой для первенства Петра. Только, как замечает кардинал Питра, эти слова Христа Петру были произнесены позднее, во время появления на Тивериадском озере.
  18. Мф. 16:19.
  19. Мф. 14:28-31.
  20. Лк. 24:12; Ин. 20:3-7.
  21. Некоторые рукописи (напр. C и V) вместо слова «трон» имеют «oikoV» [«дом»]. Такое прочтение поддерживал и Маас, ведь, действительно, живут не на троне, а в доме. В то же время «трон» напоминает, что Бог «сидит на херувимах» (1 Цар. 4:4, 2 Цар. 6:2), и по метонимии - весь храм, где Бог утвердил «пребывание имени Своего» (Втор. 12:5), и куда нельзя войти, не совершив при этом святотатства.
  22. Быт. 28:17.
  23. В действительности, дерзость не всегда заслуживает порицания. До смерти и воскресения Христа Андрей и Иоанн, которые Его еще не знали, могли спросить у Него, где Он живет, к чему Он не мог отнестись неодобрительно (Ин. 1:35-39). Но в то время Его Божество проявилось для них только благодаря свидетельству Иоанна Крестителя.
  24. Т. е. любящие Его поистине пламенной любовью (Авт.).
  25. Мф. 28:9.
  26. Подобное выражение есть в песнопении: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа» (Авт.).
  27. Ис. 6:23; Откр. 4:8.
  28. Мф. 3:14.
  29. Сам Предтеча не осмеливался возложить руку на Христа, чтобы крестить Его; и, однако, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11:11).
  30. Ин. 11:43-44.
  31. Как отмечает Питра, блудница из Лк. 7:36, как для Романа Сладкопевца, так и для всей греческой традиции, не является самой Марией Магдалиной.
  32. Лк. 7:37-38.
  33. Лк. 7:11-15.
  34. Мф. 9:25; Мк. 5:41-42; Лк. 8:54-55.
  35. Т. е. это сделал ты (Авт.).
  36. Ин. 20:14-15.
  37. Пс. 7:10; Иер. 11:20, 17:10.
  38. Ин. 20:16.
  39. Мф. 18:12-14; Лк. 15:3-6.
  40. В некоторых рукописях вместо «ряды праведных» - «ряды ангелов», что может быть вполне уместным.
  41. В этих словах Марии Магдалины нет прямого обращения ко Христу.
  42. Т. е. Божественный мир (Авт.).
  43. Ин. 20:17.
  44. Ин. 20:17.
  45. Не для освещения - скорее всего, дело было днем, - но для составления триумфального картежа Жениху. Здесь ясная ссылка на Литургию, особенно на пасхальную заутреню, которая открывается шествием со свечами и кадилом. Возможно, в этих стихах есть воспоминание о каком-то произведении искусства, изображающем Воскресение. Пасхальный канон утрени прп. Иоанна Дамаскина, песнь 5 тропарь 2: «Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко жениху, и спразднуем любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную».
  46. Мф. 25:1-13.
  47. Т. е. Он воскресил все человечество вместе с Собой.
  48. Лк. 24:11.
  49. Марию Магдалину можно сравнить с Моисеем в том, что она была избрана в качестве посредницы между Богом и своим народом - «сынами царства», - для того, чтобы благовествовать им о воскресении, фундаменте нового Закона. Выражение «И видели сыны Израилевы, что сияет лице Моисеево...» (Исх. 34:35) не означает, что Моисей был прославлен, но что, когда он спустился с Синая, где разговаривал с Богом, его лицо испускало лучи такого блеска, что никто не осмеливался подойти к нему.
  50. Исх. 34:29, 35.
  51. Исх. 33:18-23.
  52. Быт. 8:11.
  53. Мария, Мать Христа, иногда изображалась в виде голубицы Ноя, и прп. Роман, по-видимому, единственный, кто применил этот образ к Марии Магдалине.
  54. Иона 2.
  55. 1 Кор. 12:26-27.
  56. Или просто: «вид (пустого гроба)». В самом деле, не дерзки ли женщины, тоже ожидающие явления, и их страх при виде ангела (икос 18) доказывает, что они не были готовы к этому. Однако «optasia» (явление, видение) употребляется в Новом Завете только для явления Бога или ангелов. Это именно то слово, которое Лука (24:23) вкладывает в уста учеников в Эммаусе, чтобы обозначить явление ангелов мироносицам. Возможно, последние просто хотели сказать, что, убедившись в том, что гроб пуст, они подтвердят свидетельство Марии, которое останется единственным. По-видимому, они не знают о посещении гроба двумя апостолами.
  57. В каноне Великой Субботы прп. Космы Маиумского святой гроб называется «Божественным сокровищем жизни» (песнь 7 тропарь 2).
  58. Женщины пришли к гробу не для того, чтобы укрепить свою веру, ибо она была уже полной, но чтобы они могли подтвердить свидетельство Марии Магдалины; и их песнь у гроба, предшествующая появлениям Ангела и Христа, звучит как акт веры. Именно это отмечает Питра, приближающий эту сцену к Литургии св. Иоанна Златоуста, когда верные исповедуют свою веру непосредственно перед началом канона.
  59. Мф. 28:2; Мк. 16:5.
  60. Лк. 24:5.
  61. Т. е. какова природа Того, Кого мы видим (Авт.).
  62. Яркий свет, служащий нимбом при этом явлении, недостаточен, чтобы гарантировать его небесное происхождение, ибо «сам Сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14).
  63. Мф. 28:3; Лк. 24:4.
  64. Ис. 55:1.
  65. Мф. 28:4-5.
  66. Питра видит в последовательности кондаков 18 и 19 параллельность с пышностью литургии, особенно драматического характера, совершающейся в этот день пасхи: шествование мироносиц, «litaneuw» значит одновременно «молиться» и «идти процессией», - которой соответствует процессия неофитов, идущих к баптистерию святого Престола, «божественный дождь» напоминает дары Св. Духа, изливающиеся на новокрещеных в момент помазания св. Миром. Здесь, в самом деле, ангел изображает священника, ведущего процессию верных в церковь, где он объявит о воскресении Христа собранию, которое ответит ему, как мироносицы в икосе 21 «воистину воскрес». Несомненно, что именно для этого Роман избрал традицию, согласно которой у гроба был один ангел.
  67. Ангел хочет сказать: «Это не тот момент, чтобы умирать от страха в тот самый день, когда Христос дает вам возможность стать бессмертными». Мысль о том, что победа Христа обеспечивает бессмертие человеческой природе, появляется почти в каждой строке службы Пасхи.
  68. Пс. 106:16.
  69. Пс. 111:9; 148:14; Лк. 1:69.
  70. Мф. 28:6; Мк. 16:6.
  71. Лк. 24:34.
  72. Поведение ангела отмечено евангелистом, следовательно, оно нуждается в объяснении. Однако неизвестно, где Роман Сладкопевец смог взять то объяснение, которое он нам предлагает.
  73. Мф. 28:8; Лк. 24:9-10.
  74. Пс. 109:3.
  75. Этот внезапный испуг заимствован у Мк. 16:8, радость у Мф. 28:8; и то, и другое относится к женщинам, а не к ученикам, недоверчивость которых подчеркивают Лк. 24:11 и Мк. 16:13.
  76. Ин. 20:17.
  77. Пс. 113:4-6.
  78. Зах. 13:7; Мф. 26:31; Мк. 14:27.
  79. Женщины напоминают апостолам слова Христа на Вечере, когда Он сказал о том, что они покинут Его: «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мф. 26:31: Мк. 14:27). Сразу же после этого Он добавляет, что Он воскреснет и предварит их в Галилее (Мф. 26:32: Мк. 14:28). В строфах 10-11 можно видеть сдержанное указание на свидание в Галилее, где Христос доверит Петру Свою Церковь (Ин. 21:15-18), а апостолам миссию евангелизации мира (Мф. 28:16-20).
  80. Пс. 50:7.
  81. Мф. 6:9; Лк. 11:2

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика