Ангелы поют
Иконы и фрески

Уверение Фомы
Греция. Начало XI в.

Христос — это высшее, что было на земле! Ему поклониться звало непобедимое чувство — поклониться в духе и истине. Незабываемый день! Оглядываясь на него, я чувствую благую руку Промысла, которая увлекла меня из темных и узких коридоров лабиринта, в котором я блуждал.

В.В. Зеньковский
Медиа
Поделиться:

Мужество, стойкость, героизм – эти слова применяются по отношению к воинам. Иоанн Русский и был воином, простым солдатом на русско-турецкой войне. Но настоящее мужество и беспримерный героизм он проявил на другом поприще – христианском. Это было в самом начале XVIII века.

Ioannrus

Пeтр Первый, стремившийся сделать Россию империей, всячески старался расширить еe границы. Главным соперником и врагом России была другая империя – Османская, современная Турция. России был жизненно необходим выход к Чeрному морю. Турки, естественно, не хотели делиться своей землeй. Была и другая причина для взаимной вражды: турки всячески притесняли христиан – сербов, болгар, а главным образом – греков, у которых они отобрали почти всю территорию. Россия – самая большая и сильная и тогда, и теперь православная держава – считала своим долгом защитить единоверцев.

Конечно, молодой воин Иван не знал всех этих политических тонкостей. Он, как и тысячи других крестьян, был рекрутирован в армию Петра и поставлен в строй. Где и когда родился будущий святой, мы точно не знаем. Жития сообщают лишь, что место его рождения – Малороссия, нынешняя Украина, время рождения – около 1690 года. То есть на момент начала русско-турецкой войны 1710-1713 годов ему было двадцать или чуть больше.

Фамилия воина Иоанна нам тоже неизвестна. Та война, в отличие от многих последующих, закончилась для России неудачей. Потерпев поражение в Прутском походе, русские многих потеряли убитыми, ещe больше – пленными. Иоанна вместе с сотнями других солдат взяли в плен крымские татары – союзники турок (не нужно путать их с живущими в России казанскими татарами, это разные народы). Скорее всего, это произошло в битве за город Азов.

Вместе с сотнями других солдат Иоанна продали в рабство в Турцию. Иоанн попал в дом к начальнику турецкой кавалерии в Малую Азию, регион под названием Каппадокия, селение Ургюп. Можно представить себе, какие чувства охватили совсем молодого человека. Вдали от Родины, среди безжизненных каппадокийских скал и враждебного народа в рабстве ему предстояло прожить всю оставшуюся жизнь.

У него была возможность облегчить свою участь. Как того требовали турки, он мог бы принять ислам, перестав быть для своих хозяев «кяфиром», то есть «неверным». Но молодой воин предпочeл остаться именно верным. Верным Христу. И за это подвергался всяческим мучениям и унижениям: турки не оставляли надежды обратить несговорчивого русского в свою веру. Иоанн знал – это не сделало бы его свободным, но хоть как-то облегчило бы жизнь.

Юноша сносил все побои и унижения, честно трудился, не отлынивая ни от какой работы. Он работал и жил на конюшне, со скотиной. Видя такое его усердие и смирение, над ним стали издеваться уже не только хозяева, но и другие рабы. Казалось бы, в трудных обстоятельствах люди должны сплачиваться, пытаться помогать друг другу или, как минимум, не осложнять жизнь…

Но далеко не всем в экстремальных ситуациях удаeтся сохранить в душе мир и незлобие, христианскую любовь к людям. Невозможно даже представить, какую невероятную силу духа надо иметь, чтобы проявить твeрдость в той ситуации, в которой оказался Иоанн. Ведь для многих животные инстинкты, главный из которых – страх смерти – сильнее «инстинктов» духовных. Но, видимо, Господь Бог не случайно наделяет некоторых людей Своей особой благодатью. Чтобы нам было с кого брать пример.

Со временем силу духа и глубокую веру молодого русского почувствовали все, включая турок. Иоанну было позволено ночами ходить в расположенный недалеко древний пещерный храм святого Георгия, оставшийся с тех времён, когда Каппадокию населяли греки. Там, в окружении недружелюбных иноверцев, теплилась небольшая христианская община. Несмотря на крайне скудное питание, Иоанн соблюдал посты, причащался Христовых Тайн.

Urgup-Cappadocia

В какой-то момент его хозяин разбогател и стал одним из самых влиятельных людей. (Хозяина святого Иоанна в житиях нередко называют Ага, но ага – это не имя, а уважительная приставка к имени у многих тюркских народов, например, Ибрагим-ага. Так что его имени мы не знаем). Поразмыслив, он пришeл к выводу, что такой успех связан с тем, что в его доме живeт праведник. И постарался как-то облегчить жизнь Иоанна, предложил ему более простую работу. Но святой отказался.

Праведником, святым (по-турецки – «вели») Иоанна к тому времени считали все в округе. К нему – за советом или за лечением – приходили люди, независимо от вероисповедания. Святой же жил, как прежде – в труде и молитве.

Святой Иоанн прожил совсем недолго – примерно 40 лет. Перед смертью он тяжело заболел – у него даже не было сил дойти до пещерного храма, чтобы в последний раз причаститься Святых Тайн. По преданию, священник, побоявшись идти в дом к мусульманину, передал Иоанну Святые Дары, спрятав их в яблоко. Дата смерти святого, в отличие от даты рождения, известна точно: 9 июня 1730 года.

Хозяин Иоанна, уважавший своего раба, сам передал его тело православным священникам, попросив похоронить по христианскому обычаю. На похороны праведника собрались все жители Ургюпа – и христиане, и мусульмане. Его похоронили в том самом пещерном храме святого Георгия, где при жизни молился сам Иоанн. И почти сразу же на могиле святого стали совершаться чудеса: люди, опять же, вне зависимости от вероисповедания, стали исцеляться и получать от святого другую помощь.

А через 3 года – в ноябре 1733 года – христиане увидели над могилой огненный столп: луч света, который исходил от нее. Они посчитали это знаком и, открыв могилу святого Иоанна, обнаружили в ней нетленные мощи праведника. Их поместили в той же церкви святого Георгия – в раке, которую, по преданию, изготовили на деньги, пожертвованные бывшим хозяином святого Иоанна.

serkov_IoannaR_Greez

Однако мощам святого не суждено было покоиться в том месте, куда он попал не по своей воле, но где ему предначертано было совершить подвиг во имя своего Бога. Теперь они находятся в Греции. Наверное, поэтому Иоанна Русского в Греции знают и почитают больше, чем в России и на Украине.

В России есть только один храм, освященный в честь этого святого – небольшая деревянная церковка в московском районе Кунцево, на Украине храм в честь Иоанна Русского ещё строится – в городе Новоград-Волынский Житомирской области. Не потому, что мы не знаем и не помним своих святых – к счастью, знаем и помним. Просто именно среди греческих православных он жил и совершал свои подвиги, именно им Иоанн Русский помогал после своей смерти.

Ioann-voin

В конце концов, святого иконописца Феофана Грека в России тоже знают гораздо больше, чем в Греции. Это просто лишний раз подтверждает, что перед Лицом Бога «нет ни эллина, ни иудея», ни, позволим себе дополнить апостола Павла, русского. Все мы – братья во Христе.

Среди православных святых очень много людей с именем Иоанн – от Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова до российских новомучеников, пострадавших в годы советской власти. Но есть один святой, с которым можно перепутать Иоанна Русского – это Иоанн Воин. Он тоже был по происхождению славянином и тоже жил среди греков – в Византийской империи. Однако свои подвиги Иоанн Воин, судьба которого, несомненно, также заслуживает рассказа, совершал гораздо раньше – в IV веке.

На посмертную судьбу Иоанна Русского так же, как и при жизни, повлияла большая политика: в 1924 году постоянно воевавшие Греция и Турция совершили обмен населением: турки из Греции переселились в Турцию, греки из Турции – в Грецию. Оставлять туркам свои святыни греки, естественно, не захотели. Так мощи праведного Иоанна Русского попали на греческий остров Эвбея (или Эвья). Там – в специально построенном храме святого Иоанна Русского – они покоятся и сейчас.

Тропарь

От земли пленения твоего воззвавый тя к Небесным селением, Господь соблюдает невредимо и цельбоносно тело твое, праведне Иоанне, ты бо, в России ятый и во Асию проданный, посреде, агарянскаго злочестия благочестно пожил еси во мнозе терпении и, сеяв зде слезами, жнеши тамо неизглаголанною радостию. Темже моли Христа Бога спастися душам нашим.

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика