Ангелы поют
Иконы и фрески

Воскресение Христово. Плащаница
Конец XIX века. Россия

Еще раз пришлось убедиться, какого утешения и духовного наслаждения лишают себя многие русские люди, не посещая служб церковных и не изучая священных наших напевов.

Прот. Митрофан Сребрянский
Медиа
Поделиться:

Перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу».

Святитель Василий Великий

Очень часто в адрес православных раздаются упреки в том, что, почитая святые иконы, мы, фактически, занимаемся идолопоклонством, нарушая тем самым 2-ю заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель» (Исх.20,4-5). Но вспомним, что, дав эту заповедь, Бог вскоре Сам же повелел ее нарушить.

Объясняя Моисею, что нужно сделать для обустройства скинии, Господь сказал: «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов» (Исх.25,18-20). Кроме того, по повелению Божию, изображения херувимов должны были украшать ткань, которая была использована для сооружения скинии: «Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой [шерсти], и херувимов сделай на них искусною работою» (Исх.26,1).

Возникает закономерный вопрос: если 2-я заповедь не запрещает изображать ангелов и даже использовать эти изображения в культовом действе, то почему же тогда в ней так принципиально запрещается, чтобы люди изображали Бога и уж тем более – покланялись этим изображениям? Тут надо учитывать, что эта заповедь была дана для ветхозаветного человека, апостолы не сочли необходимым распространять ее на христиан (см.: Деян.15,20;29). Что же изменилось? Ветхозаветный человек никогда не видел Бога, Господь так объяснял это Моисею, желавшему увидеть Создателя: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33,20). Но во Христе произошло непостижимое чудо, апостол Павел называет это «великой тайной благочестия»: «Бог явился во плоти, <…> показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире» (1Тим.3,16). Апостолу Павлу вторит апостол Иоанн: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1,18).

Так вот в чем разгадка – в Ветхом Завете, по Промыслу Божию, человек сподоблялся видения Херувимов и других ангелов (см.: Быт.3,24; Иез.10 и др.), поэтому их можно было изображать, но если бы человек захотел изобразить Бога, то ему пришлось бы фантазировать, «придумывать» Бога, а значит – заниматься самообманом. Но Богу противна любая ложь. Вот почему в Церкви до сих пор канонами запрещено изображать Бога Отца (встречающиеся изображения в виде седовласого старца являются неканоничными) – Он не открывался нам в таком образе, это плод нашего воображения. А вот изображать Бога Сына мы теперь можем, так как Он явился нам во плоти.

Тут нужно оговорить еще один важный момент. Изображая горний мир, православная икона, в отличие от западной религиозной живописи, прибегает к символическому, иносказательному языку. Чтобы еще больше усилить эффект абсолютной непохожести на наш мир того мира, который являет икона, иконописцы используют такой прием, как обратная перспектива. Благодаря этому приему создается впечатление, что предметы на иконе устремлены не вдаль, к горизонту (как на реалистической картине), а обращены непосредственно на зрителя. Линии обратной перспективы как бы сходятся в сердце самого человека, взирающего на икону.

Но возникают новые вопросы: для чего вообще нам изображения Христа, Богоматери и святых? Зачем мы используем иконы во время молитвы? Разве мы не могли бы обойтись вообще без них? Конечно, мы могли бы молиться и без икон. Господь говорит, что «настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4,23-24). Но здесь, как это часто бывает в словах Христа, нам дается возвышенный идеал, ведь мы еще не доросли до того, чтобы называться «истинными поклонниками», нам еще не дано духовное зрение, поэтому мы нуждаемся в неких ориентирах или, лучше сказать, напоминаниях о том горнем мире, который когда-то мы сможем узреть «лицом к лицу».

Но для нас икона не только напоминание о горнем мире, она является таинственным пространством, в котором наш мир и горний встречаются. Через икону человек, «как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно» (1Кор.13,12), может соприкоснуться с благодатным Царством Божиим, и подтверждением этому служат многочисленные чудеса, которые совершаются через иконы.

В материале использовано изображение иконы "Спас Нерукотворный"

Пасха.ру

Оставить комментарий на статью

Ваше имя:
Ваш E-mail:
* Комментарий:
* Введите число на картинке:
* - поля, необходимые для заполнения

О сайте | Фотогалереи | Вопрос священнику | О Пасхе Христовой | Христос Воскресе! | Святые отцы о Пасхе | Как праздновать Пасху? | Что подарить на Пасху? | Пасхальные песнопения | Поздравительные открытки | Пасхальный пир | Пасха в литературе | Знаменитые храмы Воскресения Христова | Детская страничка | Пасхальное Евангелие | Пасхальные службы | Пасхальные проповеди | Об изображении Воскресения Христова | Фотогалереи | Обои для рабочего стола | Заставки для мобильных телефонов | Рингтоны | Медиа | Наши проекты | Пасхалия | Иконы и фрески | Пасхальные послания | Новости | Соборная площадь | Редакция сайта | Магазин

© 2006—2013 Пасха.ру
Материалы сайта разрешены для детей, достигших возраста двенадцати лет Условия использования

Если вы обнаружили ошибку в тексте, сообщите нам об этом.
Выделите мышкой область текста и нажмите Ctrl+Enter.
Яндекс.Метрика